Я долго перебирал всевозможные схемы, в итоге понял, что надо уместить всё на одном столе :-). Когда-то вокруг меня были и стойки для инструмента и куча всяких свистоперделок, но уже проехали это.
И вот уголок с убитыми обоями :-) и напичканным железками столом музыканта:
Первое, с чего хочу начать, это мониторная спарка. Два монитора висят на одной видеокарте в режиме одного длинного рабочего стола. У меня есть и другие мониторы, но я поставил два одинаковых на самодельной подставке, а между ними лежит usb-хаб для быстрого доступа к usb-портам. Современные аудиоредакторы (читай секвенсоры) аля Audition, Cubase, Reaper, Logic и т.д. требуют обширного рабочего пространства, а я не фанат микромониторов 13 дюймов и макинтошей, так что стоит классическая дубовая Винда Семёрка (Windows 7) и системный блок в Amd Phantom, ядрами и 8-ю гигабайтами оперативки. Мощности хватает, чтобы навешать в проект тучу wav-треков или загрузить Reason двумя десятками инструментов.
Тоже самое вид сбоку:
Например в Reason два монитора дают возможность раскидать зону треков и зону инструментов на два разных монитора:
Это очень удобно, сэкономите нервны при редактировании трека.
Сам системник и сабвуфер от акустики под столом:
Насчёт акустики скажу следующее: чем мех дороже, тем лучше. Идеально - это два полупрофессиональных монитора. Акустики у меня много, но пока руки не дошли до неё, так что стоит обычная компьютерная Microlab, у который ощутимый плюс - это наличие пульта. В общем, если хотите только записываться и сэкономить на акустике, покупайте хорошие наушники. Или средние. По бюджету. Китайский Sven я не пробовал, но в Панасониках и Сони писаться можно.
Поехали дальше . Системник в хорошем корпусе от Thermaltake, с кулерами и незначительным шумом. В общем, всё как положено. Никаких кастратов вроде Селерона вам не нужно, только чистые Интелы или Амд.
Вторая важная в домашней студии звукозаписи деталь - это микшер (микшерский пульт, звукозаписывающий пульт и т.д.).
Микшер объединяет в себе инструменты и микрофоны и традиционно цепляется в линейный вход аудио-интерфейса. В идеале пульт должен иметь несколько стерео-выходов (на запись, на мониторы, на наушники), но подобный микшер, хотя бы на 8 стерео входов, да ещё и с эффектами, в период кризиса стоит весьма и весьма дорого, зато у меня без дела валялся российский Rostex RM-80, вот я и приспособил к делу изделие отечественного производителя. Не могу сказать, что изделие шедевр, но звук исправно передаёт, да и вообще штука живучая, нареканий к нему нет. И нет у этого микшера выходов на мониторы, только две монопары или одна стерео. Так что Rostex у меня пошёл в линейку звуковой карты, и в принципе, меня это устраивает.
Ещё одна приятная функция у микшера - наличие шины посыла и возврата Send и Return, что позволяет пропускать возвращать обратно (с независимой регулировкой) каждый канал через подключаемую примочку с эффектами, в роли которой (на фото справа) выступил тоже древний моно-микшер Rostex Rever Mix с дилеем и ревербератором в одном флаконе. Кроме того, он неплохой преамп (предусилитель) для микрофона и гитары.
В принципе, с рук можно приобрести довольно интересные пульты (возможно, старая Ямаха, будет намного лучше звучать нового деревянного китайца), только перед покупкой запаситесь наушниками, mp3 плеером (мобильник тоже подойдёт) и проводами с переходниками большой джек - маленький джек, чтобы проверить функции микшера при покупки, хотя, как правило, музыканты демонстрируют свои железки при продаже вживую.
Вообще, что от микшера нужно домашнему музыканту? Простейший эквалайзер, регулятор громкости и кнопка mute для мгновенного отключения канала. Блок эффектов необязателен, компьютер на лету хорошо может реверберацию давать и не только её.
В качестве звуковухи у меня выступает Behringer UCA-222, USB-карта с линейным входом и стерео-выходом. Надо сказать, неплохая карточка с поддержкой Asio. Шла в комплекте с миди-клавиатурой.
У звуковой карты есть выход для мониторинга через наушники и регулятор громкости для них. Альтернативный вариант - это звуковая вроде M-audio Fast Track со входами под инструменты, точнее, под микрофон и гитару. Если этих входов хватает, то можно обойтись без железного микшера. Но я от такой отказался, как-то не сдружился с готовыми решениями.
Справа (см. фото) от звуковой некогда популярный процессор эффектов для бас-гитары Zoom 506II. Звук с него тоже идёт в пульт.
Центральное место на столе - мидиклава Behringer UMX 490 на четрые октавы со множеством крутилок и двумя рядами кнопок.
Всё, что на ней можно нажимать и вращать, подлежит привязки любых миди-команд, то есть сама клава - довольно функциональный миди-контроллер. Подключается к компу через USB, есть выход на педаль сустейна. Также на борту имеет классические колёся питчбенда и модуляции, понижение, повышение октавы, фейдер громкости и ещё что-то -). А отличительная фишка у этой клавы (UMX 490) - горбатая клавиатура и имитация молоточкового механизма в виде какого-то сопротивления. Короче говоря, классная клава по доступным деньгам. Ещё и красная :-). Миди-клавиатура делает из компьютера любой мощнейший синтезатор с неограниченными возможностями (точнее, возможности ограничиваются мощностью компа, но современные машинки запросто справляются)
Ещё одни важный момент, который многие начинающие хоум-мьюзик-мейкеры упускают - это систему бекапов. Вот обладатели макинтошей прекрасно о ней знают, но у них и железо посерьёзнее в плане надёжности.
Внешний жёсткий диск:
Это маленький диск WD на 2 террабайта, куда бекапятся записи проектов в автоматическом режиме с сохранением различных версий файлов. Настоящий бекап-треккер! Доверять внутреннему (в системном блоке или ноутбуке) жёсткому диску - дело экстримальное, учитывая, что сейчас всё производится в Китае и не всегда хорошо. На флешки каждый раз скидывать можно, но муторно. А вот современные usb-диски оснащены (что WD, что Seagate) утилитами разворачивания мощной системы резервного копирования в 2 клика. То есть купили внешник побольше, настроили бекап папки с проектами и забыли.
Конечно помимо миди-клавы, которая заменят собой синтезатор, ещё понадобятся кое-какие инструменты, в зависимости от вашего стиля, (например, я не перевариваю электронный бас, поэтому у меня есть бас-гитара; синтезаторы и сэмплеры - это конечно хорошо, но они должны оставаться по возможности таковыми и не заменять абсолютно собой любой инструмент), хороший микрофон, гитары, стойки, провода и т.д.
Продолжение "Домашняя студия звукозаписи с нуля (часть вторая)".